Крестьянин в мещанстве

Крестьянин в мещанстве

Городской крестьянин зачастую почти не отличался от рядового мещанина. Тем не менее, в их положении существовал ряд различий.

Долгое время общество Российской Империи сохраняло жесткую сословную структуру. Население делилось на тех, кто пользовался привилегиями, и людей «подлого звания», ограниченных в правах. С течением времени подобное устройство претерпевало существенные изменения. Менялись права отдельных сословий (или состояний), повышалась и мобильность общества. Люди из разных обществ меняли свой социальный статус и границы между ними постепенно стирались. Например, не так просто, как может показаться на первый взгляд, разграничить мещанское и крестьянское население.

Россия начала XX века была страной преимущественно крестьянской. Для современного человека привычно восприятие крестьянина как сельского жителя, занимающегося круглый год сельским хозяйством. Тем не менее, крестьяне составляли значительную часть городского населения. Город наполняли и бывшие дворовые люди, и стремившиеся к улучшению материального положения отходники, и рабочие, и добившиеся успеха крестьяне-промышленники, и осевшие в городе после прохождения военной службы.

Дворовые люди – крепостные,
служившие своим господам
в качестве прислуги

Отходничество – временный отход
на заработки вне места жительства

По образному выражению российского историка Леонида Васильевича Беловинского, «крестьянин, живущий в городе – существо неопределенное, «неуловимое», что-то вроде летучей рыбы».

Отличить городского крестьянина от нижнего разряда городских обывателей – мещан – зачастую довольно сложно. Тем не менее, в их положении в городе существовал ряд различий.

 

 

 

Сословные права крестьян и мещан

Права состояния приобретались вступлением в соответствующее общество: мещан – в мещанское, крестьян – в сельское.

Состояние – социальное положение,
сословие  

При этом дети, включая усыновленных, пользовались состоянием родителей потомственно.  Мещанское положение оказывалось притягательным с той точки зрения, что оно передавалось также жене, даже если она была низшего происхождения. То есть крестьянская девушка могла повысить свое социальный положение, выйдя замуж за мещанина. Мещанка же, сочетавшаяся браком с крестьянином, сохраняла свой статус.

Прекращались права мещанского или крестьянского состояния либо при переходе в другое состояние, либо при присуждении наказания, сопряженного с лишением прав.

 

Переход в другие сословия

Как крестьянин, так и мещанин, желавшие перейти в другое общество, должны были получить увольнение от своего общества. При этом они должны были:

  • не иметь долгов;
  • не состоять под судом и следствием;
  • не оставлять при этом малолетних детей без средств пропитания.

Несовершеннолетние дети могли переходить в другое общество с согласия собственных родителей.

Мещанин, при переходе в крестьяне, продолжал располагать своей собственностью в городе. Крестьянин же, переходя в мещанское общество, должен был отказаться от мирского надела. При этом нередкими были ситуации, когда крестьян принимали в мещанское сословие без права пользования городской землей. Конечно, для крестьян, долгое время живших в городе и не связанных с сельскохозяйственной деятельностью, это не представляло проблем. Важнее это было, например, для отходников, сильно зависевших от возделывания земли.

Для крестьян, промышлявших в городе торговлей, приписка к мещанскому сословию была наиболее доступной. Если при записи в гильдейское купечество требовался определенный капитал, при переходе в мещанство требовалась лишь незначительная сумма.

В целом, чаще всего крестьяне переходили в мещанское сословие ввиду продолжительного проживания в городе.

Сфера деятельности

крестьяне

Занятия городских крестьян были схожими с мещанскими. Распространенным крестьянским промыслом был извоз. Самой дешевой неофициальной категорией извозчиков считался «ванька». Эту категорию представляли крестьяне, подрабатывавшие извозом в зимнее время, зачастую плохо знавшие город.

Крестьяне служили в городах дворниками, в обязанности которых входил целый спектр занятий от уборки мусора до предоставления в полицию сведений о приезжих.  Работали крестьяне и половыми в трактирах, разносчиками, а также разного рода прислугой.

Половой – слуга в трактире

Занятия мещан были довольно неопределенными. Распространенной была служба «мальчиками», сидельцами, а после – и приказчиками в мастерских и лавках.  Были среди мещан ремесленники и прислуга.

Прослойка мещан составляла основу для мелкой городской торговли. Крупное торгово-промышленное предпринимательство мещан встречало налоговые преграды со стороны властей. Мещанские производства в массе представляли собой довольно мелкие заведения. Часто это были скорее домашние мастерские. Стоит отметить, что число крупных промышленников из крестьянской среды было больше.

 

Торговля

Как городские, так и сельские обыватели имели право беспошлинно торговать в городе произведениями домашнего рукоделия, но не из постоянных помещений. Поэтому городская толпа была насыщенна торговцами, продававшими товары с возов, лотков, лодок или ларей. Так позволялось свободно торговать хлебом, льном, скотом, птицей, невыделанными шкурами, дровами, камнем и т.д. Для открытия торговых и промышленных заведений необходимо было получать специальный билет. Крестьянам позволялось приобретать в городах дома с лавками и помещениями для жительства. Некоторые мещане владели двухэтажными домами с лавкой на первом этаже.

В целом условия для торговли в городе фактически были равны для крестьян и мещан.

 

Семья

крестьянин

Важно, что крестьянин в городе учился зарабатывать, что в дальнейшем меняло отношение к нему в деревне.

Крестьянин-отходник становился привлекательным женихом. Он вселял надежду на социальное восхождение, обеспеченную жизнь. Городской жених мало времени проводил в деревне, что отражалось на времени добрачного знакомства. Пока крестьянин работал в городе, молодая жена переходила жить в дом мужа. Стоит отметить, что со временем распространенным становилось образование малых семей. Традиционная крестьянская семья до 1861 года состояла примерно из 10 человек, после – из 6.

Мещанская семья обычно была чуть меньше – от 3 до 6 человек. В отличие от крестьян, мещане жили в разных комнатах. Хотя основу мещанского рациона составляли покупные продукты, часто городская семья вела подсобное хозяйство. В.Г. Белинский писал:

«Самый бедный москвич, если он женат, не может обойтись без погреба и при найме квартиры более заботится о погребе, где будут храниться его съестные припасы, нежели о комнате, где он будет жить»

 

Земля и хозяйство 

Благо, что для занятий земледелием для нужд семьи у мещан были земли. Мещане могли как арендовать городские земли, так и иметь участок в частной собственности.

Крестьянин же, живший долгое время в городе, был от земли оторван. Так, среди отходников были совсем юные крестьяне, которые не успевали познакомиться с земледелием. Многие из них навсегда забывали о деревенских заботах, привыкая к городской жизни. Тем не менее, крестьянин мог сохранить за собой досрочно выкупленный или давно перешедший в его собственность участок.

 

 

Культура и образование

Будучи оторванным от земли и традиций, крестьянин в городе приобщался к культуре и образованию. Он становился демократичнее во взглядах, интересней в общении. Сельский обыватель, поступавший в учебное заведение, освобождался от личных натуральных повинностей на все время прохождения курса. Правда, на это время крестьянину стоило договориться с кем-либо, кто мог бы временно исполнять его работу.

В мещанской среде выбор места обучения был довольно прагматичным. Важной была выгода будущей профессии – доктор, адвокат, и ученые люди «жили сытно». Зажиточный мещанин Василий Бессемёнов из пьесы Максима Горького «Мещане» так выразил отношение мещан к образованию:

«Ко мне и гости, старые приятели, перестали ходить: у тебя, говорят, дети образованные, а мы – народ простой, еще насмеются они над нами! ... Все приятели бросили меня, точно образованные дети – чума… Мне хочется видеть тебя, Петр, человеком, а не студентом…»

Мещане были представителями городской культуры. Крестьяне же, обосновавшиеся в городе, хотя и стремились преодолеть свое внешнее несходство с горожанами, выступали носителями культуры традиционной.

 

Таким образом, жизнь мещан и городских крестьян не настолько разнилась, как может показаться на первый взгляд. Тем не менее, сельских и городских обывателей отличал весьма значимый фактор: крестьяне, не перешедшие в иное состояние, не имели права участвовать в городском самоуправлении. Находясь в рамках своего сословия, они были не вхожи в состав городского общества.


Литература

Абакумова Е. А. Статус мещанина в российском обществе во 2-й половине XIX века. - 2015
Беловинский Л. В. Жизнь русского обывателя: Ч. 2. – На шумных улицах градских. — М.: Кучково поле, Икс-Хистори, 2012
Беловинский Л. В. Жизнь русского обывателя: Ч. 3. – От дворца до острога. — М.: Кучково поле, Икс-Хистори, 2014
Горький М. На дне: пьесы. Мещане. – СПб., 2015
Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия: Социальные и культурные аспекты. 2008
Лурье Л. Петербург накануне революции. Крестьяне в городе - Академия Арзамас
Смурова О.В. Неземледельческий отход крестьян в столицы и его влияние на эволюцию образа жизни города и деревни в 1861-1914 гг. – Ярославль, 2005
Стрекалова Н.В. Мещанство в составе средних слоев провинциального российского города в начале XX в. – Вестник ТГУ, вып. 10, 2015

Источники

Вилейшис Я.М. Посемейные списки мещан и крестьян. Сборник законов и разъяснений. – Херсон, 1915
Канторович Я.А. Законы о состояниях: (свод законов Т. IX, изд. 1899 г., по Прод. 1906, 1908 и 1909 гг.). – СПб., 1911
Скалон А.В. Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов со всеми позднейшими изменениями и дополнениями. - Харьков, 1869
Свод законов Российской империи. Т. 11, Часть II. Уставы кредитный, торговый, о промышленности фабричной и заводской, и устав ремесленный. - СПб., 1857

Автор статьи: Дерюгина А.