Генеалогия крестьян

Генеалогия крестьян

Генеалогия крестьян

Думаю, что у большинства из присутствующих предки произошли из крестьян, как и у меня, за исключением, может быть, предводителя дворянского собрания, который здесь выступал. Разумеется, нам всем очень интересно слушать про генеалогию дворянства, потому что о каждом конкретном дворянине сохранилось значительно больше сведений, чем о крестьянине, что естественно. Генеалогия крестьян

В жизни большинства крестьян мы не найдём сведений о воинских подвигах, производстве в новые чины, покупке или продаже имений, постройке усадеб и церквей. Однако жизнь крестьян была увлекательна и интересна, наполнена большими и малыми событиями, успехами и неудачами, и в их жизни, как и в жизни дворян, отражалась жизнь их семьи, история деревни, в которой они жили, уезда, губернии и всей России. Вообще, говоря о крестьянах, нужно понимать, что подавляющее большинство наших предков — это именно они. В разные периоды истории крестьянство составляло до 90% и больше от населения России.

Можно сказать, что вообще составление родословной, непосредственный поиск документов, исследование — это очень увлекательное мероприятие, но вместе с тем требующее от исследователя немалых усилий. И интересным плюсом является то, что можно узнать о своих родственниках, о которых ничего до этого не слышал, и с системой, с которой вы знакомы, можно познакомиться по-настоящему.

Как это делается. Начать можно с поиска контактов ныне живущих родственников, поговорить с ними, взять у них интервью, проанализировать полученные данные. Здесь важно то, что два человека могут рассказывать об одном и том же событии совершенно противоположные версии. И тут нужно очень внимательно всё записать, никакой версии не симпатизировать, не отметать её, просто работать с этими несколькими версиями, и потом, когда у вас соберётся массив документов, когда уже начнётся именно поиск, вы сможете либо подтвердить, либо опровергнуть эти версии, либо появится какая-то третья. Генеалогия крестьян

После этого вопросы, которые нужно задавать своим родственникам, можно сказать, под лампой, — действительно спрашивать конкретные места работы, даты, где учился, в каких членских организациях состоял: всё, что может быть зафиксировано на бумаге, что сохранилось.

Затем тоже очень важным этапом является поиск и анализ, разбор семейного архива — у себя, у родственников, у всех, кто относится к вашей семье сейчас. Фотография, оборотная сторона, документы, письма, какие-то вещественные доказательства. Тут звучал вопрос про как раз мещанскую генеалогию, и я как-то участвовала в таком исследовании, когда по воспоминаниям казалось, что у семьи предки из крестьян, и они происходят из одного села в Калужской области. Но у одного дедушки на каком-то пыльном чердаке была найдена ржавая табличка, никто уже даже не помнил, что это, но оказалось, что это табличка с дома. Была предложена такая версия, так как на тот момент семья проживала в Калуге, что, может быть, они всё-таки не из села, а из Калуги, из города. И тут, действительно, крестьянская генеалогия не удалась, потому что получилась мещанская. Потом документально мы подтвердили, что эта семья происходит именно из Калуги.

Затем необходимо выяснить, как зовут нашего предка, когда и где он родился, до революции. Если невозможно узнать какой-то из этих трёх компонентов — имя, год рождения, место, — тогда необходимо тщательнее исследовать советский период. И здесь как раз помогают, понятное дело, работа в областных и районных архивах, запросы в места учёбы, работы, членские организации, например, творческий кружок танцев, какие-то комсомольские собрания, членство в партии и прочее, чтобы узнать, что Анастасия Смирнова родилась в Костроме в 1900 году. И, естественно, если у нас нет года, то поиск очень большой, всеохватывающий, и очень сложно найти, при условии, что будут очень часто встречаться однофамильцы. Точно также если нет места, но это, понятное дело, ещё сложнее, — например, найти Тимофея Ильина, который родился в 1905 году примерно в такой-то области. Генеалогия крестьян

После того как вы узнали, например, что ваш предок Анастасия Смирнова родилась в 1900 году в деревне Попадьино современной Костромской области, необходимо начать именно с исследования истории этого населённого пункта. Тут могут быть две формы исследования. Краткая форма подразумевает, что вы должны изучить именно административное и территориальное деление и понять, к какой губернии, к какому уезду конкретной волости эта деревня относилась в дореволюционной России. Это очень важный момент, потому что только такое изучение позволяет выйти затем на архивные и статистические сведения: вы сможете узнать, в каком архиве вам предстоит работать.

Ну вот пример — идеальный, конечно — деревня Попадьино, современная Костромская область, Сусанинский район. Вы, исследователь, узнаёте, что эта деревня относилась к Галичскому уезду Костромской губернии. Соответственно, есть государственный архив Костромской области, и вам нужно будет пойти именно туда. Или село Гриньки современной Полтавской области: в дореволюционной России относилось к Полтавской губернии, Кременчугский уезд. Существует Полтавский областной архив, и, соответственно, документы хранятся там.

Но есть и не такие простые вещи. Например, есть архив Ивановской области, но никакой Ивановской губернии не существовало. Что же он хранит? Современная Ивановская область раньше включала в себя три губернии. Таким образом, если у вас какая-то деревня Владимирской губернии, то сейчас это другая область, тогда сначала нужно идти в областной архив по современному территориальному делению — ивановский, а потом, может быть, во владимирский. То есть здесь иногда действительно сложный и затруднительный поиск бывает, ещё и при условии того, что Россия и Российская империя — это разные страны, и теперь после того, как вы узнали, в каком архиве вам предстоит работать, естественно, если вы занимаетесь генеалогией, то тут неограниченное количество, потому что вы можете искать своего дедушку по его мужской линии, по женской линии, а также второго дедушку и так далее… То есть архивов будет много. Генеалогия крестьян

Тут начинается следующий этап. Это как раз непосредственный поиск, непосредственная работа в архиве, которая очень интересна, и действительно иногда можно вообще не выходить из архива. Но нужно быть готовым к тому, что не все документы сохранились, что сведения будут обрывчатыми, что вот одна страница — с именем — сохранилась, а на другой странице должен быть возраст, но её нет. Конечно, ещё просто из-за того, что были революция, Гражданская война, Вторая мировая война, всякие беды 90-х, когда в архивах было сложно с электричеством, светом, документы просто уничтожались из-за бактерий и плесени: всё это не способствует поиску. Плюс, как уже говорилось, плохой почерк, скоропись XVIII–XIX  вв., — нужно быть готовым к этому. Но занятие очень увлекательное.

Я хотела ещё рассказать про сами источники, сами материалы, с чем, собственно, необходимо работать. Их можно условно разделить на основные, дополнительные и, как я их называю, необычные источники. Можно начать с необычных — даже не то что бы необычных, а непредсказуемых. Вообще, когда вы занимаетесь историей своей семьи, потом чем больше собирается архив, тем больше выстраивается параллелей. Это забавные такие вещицы. Эти источники даже, наверное, будут сами вас находить. Плюс когда вы исследуете конкретную деревню или село, есть развёрнутая форма исследования, когда надо быть в некотором роде краеведом или общаться с краеведом и действительно привлекать исторические или культурологические источники, художественную литературу, чтобы узнать о быте и повседневной жизни крестьян. Например, для полтавских сёл стоит перечитать Николая Васильевича Гоголя — никто, наверное, не описал это лучше него. Плюс сейчас есть литература, посвящённая быту и повседневной жизни крестьян, защищаются какие-то необычные диссертации, например, о чём думали крестьяне Костромского уезда. Исследователь привлекает корпус источников, посвящённых именно этой губернии, конкретному уезду, это тоже очень интересно.

Например, метрические книги, которые привлекаются (мы их даже немного распечатали). Они несут функцию современного загса. Эту функцию выполняла церковь. Именно она регистрировала новорождённых, сведения о тех людях, которые умирали, и регистрировала браки. Обязательное повсеместное ведение этих книг было введено с 1822 года, потом были разработаны типографские формуляры для их ведения. Они состоят из трёх блоков: об рождении, о браках и о смерти. Из них можно быстро почерпнуть сведения о рождении и крещении (полная дата), месте жительства, сословии, роде деятельности, вероисповедании, законности брака, первый это или второй брак. Плюс там ещё есть графа, как крёстные ребёнка и свидетели при совершении брака. И зачастую крёстными являлись самые близкие родственники семьи. Так не всегда было, но чаще всего, потому что считалось, что именно близкие родственники, например, дядя, могли поддержать в трудную минуту и наставить на путь истинный.

Разводы тоже существовали, они были очень редки, но в метрических книгах их невозможно найти, поскольку ими занимался вышестоящий орган — духовная консистория, и это тоже отдельное исследование и отдельный блок источников.

Что касается православных, как раз с 1822 года было обязательным ведение таких книг, для других конфессий это появилось позже, например, с 1826 года для католиков, с 1828–1832 годов — для мусульман, с 1832-го для лютеран и с 1835 для еврейских общин. Надо ещё понимать, что язык не всегда был русским, есть метрические книги на немецком — для лютеран, на арабском — для мусульман, причём не на классическом арабском, а на котором мог записывать мулла или его помощники. Такие сложности могут быть, и иногда это требует привлечения специальных переводчиков, которые смогут это прочитать. Это тоже надо иметь в виду.

Следующим, тоже очень важным блоком источников являются исповедные росписи, или ведомости. Там регистрировалось, кто был на исповеди, кто не был, кто вообще не посещал официальную церковь, кто был раскольником. С одной стороны, исповедные ведомости интересны тем, что можно сразу увидеть всю семью: глава, его дети, их дети — все будут отражены, то есть вы сразу сможете узнать за конкретный год, из кого состояла семья. В метрических книгах это сложно найти, при условии, что они не все сохранились, так что исповедные росписи очень полезны.

Отмечу, что если дочь выходила замуж, то она была приписана уже к другой семье, а сыновья оставались со своей. В случае службы в армии ставилась специальная пометка. Сама тайна исповеди в таких книгах не раскрывалась — была только запись о её факте или отсутствии.

Ведение исповедных росписей было обязательно с 1697 года. В дореволюционной России все эти записи действительно хранили, они сдавались, делались своды, подшивались папки и хранились в духовной консистории по уезду, по губернии. Ну а потом, в советское время, метрические книги, например, перешли на хранение в загс, чтобы люди, которые родились до революции, могли, например, восстановить своё свидетельство о рождении или получить какую-то другую информацию. Соответственно, уже потом они были переданы в архивы. Некоторые метрические книги, самые поздние, например, от 1919 года, до сих пор хранятся в загсе, поскольку указанные там люди могут быть ещё живы. В таких книгах есть и отметки советского периода: например, «свидетельство выдано в 1935 году» и так далее. Это тоже помогает в поиске — например, у вашей бабушки был родной брат, вы ничего о нём не знаете, и тут находите запись с метрической книги о его рождении, а потом видите отметку в загсе, что в 1660 году кто-то запрашивал о нём повторную выдачу свидетельства. Так можно найти каких-то ныне живущих родственников.

У меня был в работе такой момент, что в архиве загса хранились регистрации документов — письмо, например, № 251 «О выдаче повторного свидетельства» такому-то человеку в 1962 году. Надо звонить в каждый конкретный архив для получения такой информации (если она сохранилась), они могут найти конкретную запись, но, как правило, конечно, не ищут. Есть разное давление на архивы при работе — можно попросить их, можно направить официальный запрос.

У крестьянской генеалогии есть нюанс — часто менялись фамилии, вообще фамилия была непостоянной, иногда она появлялась только как раз в 1917 году, а до этого официальной фамилии не было. Есть метрические книги, в которых вообще нет фамилии, так как она была необязательной. Поэтому работать придётся плотно — просматривать большой объём информации и сопоставлять.

Следующим, тоже основным источником являются ревизские сказки. Они появились из-за перехода с одной системы налогообложения на другую и были документом, который учитывал население для учёта налогоплательщиков. По поводу того, чем являются ревизские сказки — тут, конечно, опять же Николай Васильевич (Гоголь) сделал эту вещь популярной: фабула «Мёртвых душ» как раз и заключается в этом количестве ревизских душ.

Первая ревизия появилась в 1619 году, всего их было десять, последняя — 1857 год. Что в ревизиях? Семья — глава семьи, дети, внуки, жёны. По поводу поиска ревизий: первые три хранятся в архиве древних актов, о котором здесь уже говорилось. Остальные — с 4-й ревизия, 1682 год — хранятся в областных архивах. Либо в фондах губернских казённых палат, либо в фондах казначейств, но в некоторых уездах они запрятаны глубоко, и уже когда вы будете конкретно знать, что ищете, тогда вы сможете искать эти документы. Ещё по поводу ревизий стоит сказать, что на основе их можно было узнать общую численность населения России — по полу, возрасту, семейному положению, занятиям. Они колоссальны, потому что проводились на 95% территории Российской империи. Тут ещё нужно сказать о том, что крестьяне неоднородны: они делились на группы по той земле, на которой жили. Естественно, это были помещичьи крестьяне, потому что земля принадлежала помещикам; монастырские крестьяне, казённые (земли принадлежали государственной казне), удельные (земли принадлежали царской семье), ну и кабинетные — те, которые принадлежали императору.

Про ревизии есть ещё один интересный момент: иногда можно встретить вашу семью, ваших предков, но внизу будут приписаны люди, которых никуда не получается вставить и которые, очевидно, не ваши родственники. Кто они? Обычно они либо работали в этом доме, либо разорились сами и были приписаны к вашим предкам. Более подробно, какие у них были отношения, мы вряд ли сможем узнать.

Ещё одним основным источником, который, к сожалению, неоднозначен, является первая и единственная всеобщая перепись России 1697 года — уникальный документ, который практически не сохранился. Там были специальные анкетные листы, на которых можно узнать фамилию, пол, отношение к главе семьи, возраст, вероисповедание, родной язык, умение читать, место обучения, род занятий. Данные потом были обобщены и использовались для статистических и демографических сведений. По распоряжению сами анкетные листы с информацией по каждой семье были уничтожены. Но в некоторых губерниях центральный статистический комитет делал копии.

Наверное, ещё стоит сказать, что по всем этим документам, при условии тщательного поиска, который занимает много времени, можно действительно составить крестьянскую генеалогию до 20-х годов XVIII века. Затем уже можно как раз идти в архив древних актов и фонд поместного приказа, в котором хранятся переписные, писцовые, межевые книги: все эти книги учитывали население в той или иной степени, например, в межевых книгах перечислялись землевладельцы и, соответственно, указывалось, сколько дворов, кому они принадлежали, ну и какие крестьяне там жили. Есть ещё интересные книги про беглых крестьян, где записывалось об их поимке, и раздаточные книги, где можно найти информацию о том, когда их раздавали.

И последнее — есть фонды в областных архивах, в которых содержаться документы, посвящённые службе в армии, а также судопроизводству (если крестьяне попадали под суд). Это всё очень скрупулёзная работа, потому что это огромный массив документов, и всё это нужно искать вручную.

2 день лектория. 21.06.18

Лекция: «Генеалогия дворянства»

Спикер: Серегина Евгения - Куратор генеалогических программ Центра восстановления истории семьи и генеалогического поиска "Проект Жизнь"